Ликвидируйте ООО онлайн — новый сервис

Получение ЭЦП для ИП

Личная цифровая подпись - это спасение для предпринимателей, которым важна оперативность во всех деловых процессах. УКЭП, или усиленная квалифицированная электронная подпись, позволяет подписать документы онлайн, обеспечив их такой же юридической силой, как при использовании аналоговой подписи. На сегодняшний день услуги по ЭЦП предоставляют более 300 площадок, включая Росреестр, сервисы налоговой и бухгалтерской отчетности, Росреестр.
Содержание
  1. Как можно применить ЭЦП в работе
  2. Каким образом получить ЭЦП для ИП в налоговой бесплатно
  3. Для чего нужно покупать токен и лицензию КриптоПро
  4. Итоговая цена ЭЦП для ИП
  5. Как быстро ФНС выдает ЭЦП для ИП
  6. Сколько можно пользоваться цифровой подписью

ЭЦП для ИП представляет собой файл с уникальным кодом в цифровом формате, защищенном криптограммой. Налоговая служба предоставляет ЭЦП для ИП в 2024 году бесплатно. Расскажем, почему стоит воспользоваться этой возможностью.

1. Как можно применить ЭЦП в работе

Использование электронной подписи в рабочих процессах существенно экономит время. Этот инструмент подтверждает факт подписания и неизменность документа, также фиксирует дату и время. Оценить в полной мере преимущества ЭЦП для ИП для налоговой предприниматели смогли в период ограничений, связанных с пандемией.

Ещё один плюс - универсальность ЭЦП. С начала 2024 года налоговая выдает универсальную подпись, которую предприниматель может использовать как в рабочих, так и личных целях. Теперь можно оформить ЭЦП для ИП и применять сертификат для:

  • Дистанционного получения муниципальных и госуслуг
  • Использования ЭЦП для ИП для сдачи налоговой отчетности
  • Удаленной работы с партнерами и контрагентами
  • Изменения сведений в ЕГРИП при необходимости. С помощью нашего онлайн-сервиса можно бесплатно подготовить бланк заявления Р24001 и отправить его онлайн по вашей ЭЦП в налоговый орган
  • Решения индивидуальных вопросов

2.Каким образом получить ЭЦП для ИП в налоговой бесплатно

Получить ЭЦП для ИП несложно. Налоговая выдает ЭЦП для ИП бесплатно, документы можно подать лично в традиционной форме или онлайн. В любом случае последовательность действий будет единой: сначала вы покупаете токен, подаете заявление, а далее - встречаетесь с инспектором для регистрации сертификата цифровой подписи и записи ЭЦП на носитель.

Более подробные инструкции для доступных способов подачи документов приведем далее.

Как подать документы на ЭЦП онлайн

Сформировать заявление на получение КЭП можно непосредственно на сайте налоговой службы в кабинете ИП. Оно будет заполнено по данным из учетной записи автоматически, далее его сразу можно будет направить в налоговую.

Тем не менее онлайн подача документов не отменяет необходимости личного посещения инспекции, поскольку получить сертификат ЭЦП и записать его на носитель дистанционно не получится. Вам потребуется записаться на прием в удобное время через личный кабинет предпринимателя, подготовив для встречи паспорт, СНИЛС и токен.

Учтите: выдачу УКЭП осуществляют не все ИФНС! В большинстве случаев, такая инспекция только одна на город, поэтому стоит заранее узнать её адрес.
Как подать документы на ЭЦП лично

Подать заявление на выдачу ЭЦП для ИП для налоговой бесплатно можно лично обратившись в инспекцию. Перечень операционных залов, принимающих документы, указан на сайте ФНС. На прием лучше записаться заранее, чтобы не тратить время на ожидание в “живой очереди”.

При личном визите в инспекцию, необходимо предоставить:

  • Заявление на получение КЭП (бланк есть на сайте ФНС, также можно будет заполнить его непосредственно в инспекции)
  • Паспорт и свидетельство СНИЛС
  • Токен для записи сертификата ЭЦП
Обратите внимание: получить ЭЦП для ИП бесплатно невозможно через представителя. Каждый ИП должен обратиться в ИФНС лично. Также, не предусмотрена возможность выпуска ЭЦП по доверенности для своих сотрудников: физлица получают подписи в специальных удостоверяющих центрах самостоятельно (платно).

3. Для чего нужно покупать токен и лицензию КриптоПро

Чтобы пользоваться цифровой подписью, недостаточно оформить сертификат в налоговой. Файл с защищенными данными может быть записан только на специальный носитель (токен), который ИП приобретает самостоятельно.

Обратите внимание:токен должен соответствовать стандарту Рутокен, JaCarta, или ESMART, а продавец - сертифицирован ФСБ, либо ФСТЭК. Купить токен, соответствующий требованиям, можно в удостоверяющем центре, в представительствах производителей и в интернет-магазинах.

Для работы с ЭЦП, на компьютер необходимо установить отдельную программу КриптоПро CSP. Вы сможете пользоваться ей бесплатно только первые 3 месяца, после чего придется приобрести платную лицензию на выбранный период. Только после выполнения этих условий, вы сможете подписывать документы онлайн, следуя простой инструкции:

  1. В первую очередь, необходимо вставить токен в разъем для флэшки на компьютере
  2. Далее, необходимо открыть программу и через нее загрузить документ, который нужно подписать
  3. Следующим шагом будет выбор сертификата на токене
  4. Последнее действие - клик на кнопке “Подписать” и отправка документа его адресату

4. Итоговая цена ЭЦП для ИП

Ранее предпринимателям приходилось искать, где получить ЭЦП для ИП и тратить на годовой сертификат не менее 2000 рублей. С июля 2021 года выдача КЭП для предпринимателей стала бесплатной госуслугой.

Однако, полученный в налоговой сертификат ЭЦП для ИП не будет работать сам по себе: итоговая цена будет складываться из стоимости токена и криптограммы. Носитель и программу будущие пользователи КЭП покупают сами:

  • Цена токена - 1000-1500 рублей
  • Цена лицензии на КриптоПро CSP - 1350 рублей - на год, 2700 рублей - на неограниченное время.

Итого общие расходы на оформление цифровой подписи: от 2350 рублей до 4200 рублей.

Важная особенность: лицензия на КриптоПро может быть привязана только к одному устройству! Если вы захотите пользоваться цифровой подписью на нескольких компьютерах, на каждый придется приобретать лицензию отдельно.

5. Как быстро ФНС выдает ЭЦП для ИП

Конкретных ограничений по сроку выдачи ЭЦП не установлено. Период оформления может зависеть лишь от нагрузки инспекции: в большинстве случаев время проверки документов составляет несколько минут, но при большом количестве обращений оформление подписи может растянуться до нескольких дней. Как правило, ИП успевают получить сертификат в день подачи документов.

6. Сколько можно пользоваться цифровой подписью

Новые УКЭП, которые выдает ФНС после 01.01.2022 года, имеют срок действия до 15 месяцев (ранее - 1 год).

Те предприниматели, которые получили ЭЦП до указанной даты, могут пользоваться сертификатом до момента его окончания, а далее - продлить ЭЦП бесплатно.