Как зарегистрировать бизнес в налоговой

Вопросы и ответы

В этом разделе мы отвечаем на самые часто задаваемые вопросы, касающиеся процедуры регистрации ООО.

Регистрация ООО

  1. Как выбрать название для ООО?

    Любое ООО должно иметь полное официальное наименование. В нем правовая форма указывается развернуто: «Общество с ограниченной ответственностью». Дополнительно, фирма может иметь и сокращенное название с кратким написанием правовой формы («ООО»). Несмотря на то, что сокращенное наименование необязательно, его регистрируют почти все, потому что в деятельности пользоваться им удобнее.

    Непосредственно для названия фирмы, следующего за указанием правовой формы, существует ряд ограничений. Так, в качестве наименования ООО нельзя использовать:

    • официальные наименования иностранных государств и производные от них слова;
    • официальные наименования органов власти и самоуправления;
    • наименования международных и межправительственных организаций;
    • наименования общественных объединений;
    • слова, противоречащие принципам морали и общественным интересам;
    • использовать слова «Россия», «Российская Федерация» и производные от них разрешается только при наличии специального разрешения Минюста;
    • слова, имеющие отношения к Олимпиаде («Олимпийский», «Паралимпийский», Olympic, Paralympic).
  2. Кто может быть учредителем ООО?

    Быть учредителем ООО может практически любой гражданин, ИП или организация.

    Существует лишь несколько исключений. Так, не могут создавать ООО:

    • несовершеннолетние;
    • недееспособные или ограниченно дееспособные лица;
    • лица, занятые на госслужбе;
    • единственным учредителем ООО не может быть другое ООО, также имеющее только одного участника.

    Максимальное количество учредителей может быть не более 50 участников.

  3. Какова должна быть величина уставного капитала?

    По закону уставный капитал не может быть менее 10 000 рублей. И хотя максимальная величина капитала не ограничена, на практике при регистрации ООО мало кто регистрирует уставный капитал больше его минимальной величины.

  4. В каком порядке должен быть оплачен уставный капитал?

    На момент регистрации учредители ООО могут лишь заявить размер уставного капитала. На его оплату учредителям отводится 4 месяца с момента регистрации компании. Оплатить уставный капитал можно как деньгами, так и имуществом. Выбранный способ оплаты указывается в Уставе. Для оплаты деньгами учредителям достаточно просто перечислить их на расчетный счет ООО с назначением платежа, свидетельствующим именно об оплате капитала. При передаче в оплату уставного капитала имущества стоимостью более 20 000 рублей, его стоимость должна быть подтверждена независимой оценкой. Отчет оценщика утверждается всеми учредителями ООО.

    Как деньги, так и имущество, полученные в оплату уставного капитала, доходом ООО не являются и под налогообложение налогами на доходы не попадают. При этом организация свободно может использовать их в своей деятельности.

  5. Какой адрес является юридическим?

    Адресом местонахождения ООО по закону признается адрес нахождения его руководителя. Именно по этому адресу следует регистрировать организацию, и именно этот адрес называется юридическим. Зарегистрировать ООО можно и по домашнему адресу директора, но в идеале юридический адрес и адрес фактического нахождения ООО должны совпадать. Их соответствие может проверить как налоговая инспекция, так и банк, в котором будут открыты счета фирмы. Если ООО будет зарегистрировано по прописке руководителя, а для ведения деятельности будет арендовать отдельный офис, контролеры могут признать офис обособленным подразделением. Это может повлечь как необходимость регистрации в дополнительной ИФНС, так и утрату права на применение специальных налоговых режимов.

    Право пользования помещением по юридическому адресу должно быть подтверждено документально. Это могут быть как документы на собственность (например, если помещение передано учредителями в оплату уставного капитала), так и договор на его аренду. Подтвердить адрес потребуется уже при подаче документов на регистрацию. Однако регистрируемое ООО на этот момент еще не существует, а потому не может быть стороной договора. В этом случае регистратору достаточно предъявить гарантийное письмо от арендодателя, подтверждающее готовность собственника помещения передать его в аренду.

  6. Как назначить руководителя?

    Руководителя ООО назначают учредители компании. Таковым на должность может быть избран один из учредителей либо привлечен сторонний специалист.

    Основные условия работы руководителя определяются уставом:

    • название должности — руководитель может называться директором, генеральным директором, председателем, президентом или как-то иначе;
    • порядок назначения на должность и освобождения от нее — любые изменения в трудовой деятельности руководителя происходят на основании решения учредителей;
    • перечень полномочий — учредители могут ограничить директора в заключении определенных сделок без их одобрения, кроме того, некоторые решения по деятельности ООО в принципе могут приниматься только учредителями (например, реорганизация, выбор аудитора, ликвидация и т.д.);
    • срок полномочий — это срок, на который с директором заключается трудовой договор, он не может быть более 5 лет.

    Директор является работником ООО, поэтому на него распространяются все нормы трудового законодательства: право на получение зарплаты, ежегодный отпуск и т.д. С директором необходимо оформить трудовой договор. Если на эту должность назначается один из учредителей, от имени работодателя договор подписывает другой учредитель. При принятии функций директора на себя единственным учредителем, трудовой договор допускается не заключать. На основании решения о назначении руководителя и трудового договора директор издает приказ о вступлении в должность.

  7. Как выбрать виды деятельности по кодам ОКВЭД?

    Виды деятельности, которыми планирует заниматься ООО, указываются в уставе. При заполнении заявления о регистрации их нужно указать по кодам ОКВЭД. Бланк заявления предусматривает довольно внушительное количество кодов, но заполнять все поля вовсе необязательно. На практике, достаточно заполнить не более 20 кодов. Ведь регистрируя ООО, учредители уже имеют представление о том, какая деятельность им интересна. Вписывать коды на всякий случай не имеет смысла. При необходимости их всегда можно довольно оперативно добавить или заменить.

    Справочник ОКВЭД стандартизирован настолько, что точной формулировки для описания того или иного вида деятельности может попросту не найтись. Это не страшно. Достаточно выбрать те коды, которые подходят больше всего.

  8. Как перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН)?

    Заявление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) можно подать в налоговую инспекцию как сразу при подаче документов на регистрацию, так и в течение 30 дней с момента регистрации. В этом случае ООО с момента регистрации будет считаться применяющим УСН. Если это заявление не подать, компании придется работать на общей системе налогообложения с уплатой НДС и налога на прибыль. Дополнительное осложнение общей системы – довольно внушительный комплект необходимой ежеквартальной отчетности. При пропуске 30-дневного срока перейти на «упрощенку» можно будет только с начала нового календарного года.

    При заполнении заявления о переходе на УСН нужно выбрать объект налогообложения, с которого в дальнейшем ООО будет платить налог. Возможные варианты:

    • доходы — в этом случае ставка налога составит всего 6%, однако при расчете налога нельзя будет уменьшить налоговую базу на расходы организации;
    • доходы минус расходы — ставка налога при этом варианте составит 15%, при этом в составе расходов, принимаемых при расчете налога, можно учесть только те затраты фирмы, которые прямо поименованы в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

    При выборе объекта взвесьте все «за» и «против». С одной стороны, платить налог с доходов выгоднее тем, у кого расходная часть невелика. Кроме того, такая система расчета налога позволяет проще относиться к оформляемым документам. С другой стороны, власти некоторых регионов для отдельных видов деятельности устанавливают весьма низкую ставку для УСН с объектом «доходы минус расходы», причем настолько, что этот вариант становится выгоднее при любом раскладе. В любом случае, если первоначально выбранный объект налогообложения на практике окажется невыгодным, с нового года его можно будет изменить.

    Заявление о переходе на УСН следует подавать в ИФНС в двух экземплярах: один из них инспекция заберет себе, а на втором поставит отметку о приеме документа и вернет заявителю. Этот второй экземпляр будет подтверждением правомерности работы на УСН.

  9. Какие документы подаются в ИФНС для регистрации ООО?

    В пакет документов, подаваемых на регистрацию ООО, входят:

    • заявление о регистрации по форме Р11001 (при необходимости прошитое и заверенное нотариусом);
    • квитанция на оплату госпошлины с отметкой банка о проведении платежа;
    • решение единственного учредителя (или протокол общего собрания учредителей) о регистрации ООО;
    • устав ООО в двух экземплярах;
    • учредительный договор.

    Если документы будет подавать представитель, он должен иметь с собой доверенность. Дополнительно некоторые инспекции на регистрацию требуют предоставить список участников ООО.

  10. Как подготовить Устав?

    Основные правила, регулирующие существование ООО, определяются его учредителями в Уставе. Это главный учредительный документ организации. В нем учредители фиксируют официальное наименование ООО, его адрес и виды деятельности, размер и порядок оплаты уставного капитала, структуру и полномочия органов управления, порядок выплаты дивидендов и т.д.

    Решение о том нужно или нет прошивать Устав вы принимаете самостоятельно. Прошивка Устава не является обязательной, мы советуем не прошивать Устав, т.к. это затруднит работу инспектора.

    Поскольку один экземпляр Устава инспекция заберет себе, целесообразно подавать на регистрацию как минимум два экземпляра. В этом случае второй экземпляр с отметкой ИФНС о регистрации Вам вернут при выдаче регистрационных документов. Если второй экземпляр Устава не подать, в дальнейшем придется заказывать в инспекции его копию, а за это нужно платить госпошлину.

  11. Как оформить решение учредителей о создании ООО?

    Решение о создании ООО оформляется решением или протоколом. Форма документа зависит от количества учредителей. Если ООО создается одним лицом, оформляется решение единственного участника. В нем тезисно отражаются основные решения по регистрации ООО. При создании фирмы несколькими лицами их решение оформляется протоколом собрания учредителей. В этом документе дополнительно отражаются результаты голосования по каждому принятому решению. Протокол подписывается всеми учредителями ООО. Дополнительно к протоколу они заключают между собой учредительный договор. Решение, протокол и учредительный договор, составленные на нескольких листах прошивають не нужно, просто скрепите их канцелярскими скрепками, чтобы листы не перепутались.

    Решение или протокол имеет смысл распечатать сразу в нескольких экземплярах. Дело в том, что один экземпляр заберет себе регистрирующая инспекция, по одному экземпляру должен получить каждый учредитель и пару экземпляров лучше оставить в распоряжении ООО.

  12. Нужен ли для регистрации список учредителей?

    Вести и поддерживать в актуальном состоянии список участников обязаны все ООО. Он представляет собой реестр всех владельцев долей в уставном капитале фирмы с их персональными данными: ФИО, адрес по прописке, паспортные данные, размер доли в капитале ООО и банковские реквизиты для перечисления дивидендов. Этот список в перечень обязательных документов, подаваемых на регистрацию, не входит. Однако нередко инспекторы все же запрашивают его, чтобы убедиться в соответствии состава участников во всех учредительных документах для правильного занесения их в базу ЕГРЮЛ. Поэтому такой список при подаче документов лучше иметь с собой.

  13. Требуется ли заверять заявление о регистрации у нотариуса?

    Нотариальное удостоверение заявления и подписей учредителей в нем требуется в случае, если документы на регистрацию будет подавать представитель по доверенности или один из учредителей. Если на подачу документов в ИФНС явятся все учредители ООО лично, нотариальное заверение не потребуется.

  14. Как проходит процедура нотариального заверения заявления?

    Для того чтобы заверить заявление у нотариуса, необходимо его распечатать, но при этом не подписывать и не прошивать. К нотариусу должны придти все учредители ООО одновременно. В подтверждение своих полномочий учредители должны будут предъявить оригиналы учредительных документов создаваемой организации: устав, решение или протокол о создании, договор об учреждении. Возможно потребуются дополнительные документы. Их перечень лучше заранее уточнить непосредственно в нотариальной конторе.

    Учредители в присутствии нотариуса подписывают заявление, а затем нотариус заверяет их подписи и прошивает листы заявления.

  15. Как оплатить госпошлину?

    За регистрацию ООО необходимо оплатить госпошлину в размере 4 000 рублей. Квитанция с отметкой банка о проведении платежа входит в пакет документов, подаваемых на регистрацию фирмы. При заполнении квитанции обратите внимание на несколько важных моментов. Пошлина уплачивается на реквизиты регистрирующей ИФНС, к ведению которой относится адрес будущего ООО. При этом в качестве плательщика в квитанции должен быть указан заявитель. Он же должен подписать квитанцию.

    Оплатить квитанцию можно через кассу любого банка.

  16. Кто может подать документы на регистрацию ООО?

    Наиболее распространенной практикой является подача документов на регистрацию заявителем, который назначается решением учредителей. Обычно это либо будущий руководитель, либо один из учредителей. Но если по каким-то причинам заявитель не может лично посетить инспекцию для подачи документов, он может перепоручить регистрационные действия своему представителю. В этом случае на представителя оформляется нотариальная доверенность. При этом сведения на представителя указываются в заявлении о регистрации.

  17. По каким причинам в регистрации ООО могут отказать?

    Отказ в регистрации ООО может быть связан с комплектностью документов или с имеющимися в них недочетами. Так, отказать в регистрации могут, если:

    • на регистрацию подан неполный комплект документов;
    • в документах есть ошибки, неточности, противоречия или они оформлены неправильно (например, заявление не заверено нотариально (в случаях когда это требуется) и т.д.);
    • заявление подписано лицом, не имеющим соответствующих полномочий, или в представленных документах выявлены расхождения в части сведений о заявителе или его представителе;
    • в заявлении не заполнены ИНН физических лиц при их наличии;
    • допущены нарушения при оплате госпошлины: неправильные реквизиты или оплата неустановленным лицом;
    • возникли проблемы при проверке адреса: не подтверждена информация по его правомерному использованию или он числится в базе ИНФС как адрес массовой регистрации;
    • директор или учредитель попали в списки массовых регистраторов ФНС;
    • на будущего руководителя наложена административная ответственность в виде дисквалификации.

    Возможны и другие причины для отказа, предусмотренные законодательством.

  18. Сколько длится регистрация ООО?

    По закону срок, в течение которого ООО будет зарегистрировано, составляет всего 3 рабочих дня с момента подачи в регистрирующую инспекцию полного комплекта документов. Но на практике этот срок может быть как меньше, если заявлений на регистрацию в инспекции не так много, так и больше в так называемые «пиковые» периоды. Точную дату получения документов о состоявшейся регистрации инспектор укажет в расписке о приеме документов.

    В означенную дату заявитель или его представитель должны явиться в инспекцию на получение документов на зарегистрированное ООО. Вам должны выдать:

    • свидетельство о регистрации с присвоенным ОГРН;
    • свидетельство о постановке на налоговый учет (в нем указываются ИНН и КПП);
    • свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ;
    • выписку из ЕГРЮЛ со всеми регистрационными сведениями;
    • заверенную налоговой инспекцией копию Устава, если на регистрацию подавалось два экземпляра этого документа.
  19. Как зарегистрироваться во внебюджетных фондах (ФСС и ПФР)?

    Регистрация в фондах не требует каких-либо дополнительных действий. После того как информация о новом ООО будет внесена в ЕГРЮЛ, регистрирующая инспекция сама направит эту информацию в территориальные подразделения фондов в соответствии с юридическим адресом фирмы. Фонды на основании полученной информации присвоят организации регистрационные номера и направят свидетельства почтой. Примерно через месяц после регистрации, если к тому времени письмо с регистрационными номерами не дойдет, их можно узнать, запросив выписку из госреестра или связавшись с отделением ПФР и ФСС.

  20. Как получить коды статистики?

    Коды статистики оформляются в виде информационного письма Росстата. Такое письмо Вам могут выдать при получении документов с регистрации или направить почтой на юридический адрес. Если письмо не выдали и по почте оно задерживается, сформировать его можно непосредственно на сайте территориального отделения Росстата, введя ОГРН компании.

  21. Как изготовить печать?

    Заказ и изготовление печати не требует каких-либо разрешений. Чтобы иметь штамп, его можно заказать в любой мастерской, предлагающей подобные услуги. Изготовить печать для ООО могут по стандартному оттиску или по Вашему персональному эскизу. Регистрировать или вносить печать в специальные реестры не нужно.

    Отметим, что с 2015 года обязанность ООО иметь печать отменена. Тем не менее, среди коммерсантов заверение подписи руководителя печатью традиционно влечет большее доверие к документам. Поэтому, невзирая на необязательность печати, многие предпочтут ее иметь. Важно: если в своей деятельности Вы решите работать с использованием печати, на это должно быть указано в Уставе.

  22. Зачем ООО банковский счет?

    В теории ООО может принимать от клиентов выручку наличными. Наличными же фирма может расплачиваться и со своими партнерами. Однако на расчеты с другими организациями и ИП налагается жесткое ограничение – взаиморасчеты наличными можно проводить не более чем на 100 000 рублей по одному договору. Это не всегда удобно. К тому же платить налоги организация в любом случае должна с расчетного счета. Да и хранить свободные деньги надежнее в банке, нежели в кассе компании. Все эти причины приводят ООО к необходимости открыть расчетный счет.

    Для открытия счета имеет смысл внимательно изучить предложения банков. Особое внимание обратите на репутацию банка, историю его работы и надежность. Мы рекомендуем изучить предложения наших банков-партнеров. Каждый из них успел зарекомендовать себя на рынке банковских услуг. К тому же клиентам сервиса будут предложены специальные условия по обслуживанию счета и услуга интеграции операций в учетную систему, которую Вы наверняка оцените по достоинству.

    Уведомлять об открытии счета в банке никакие ведомства не нужно.

Бесплатные документы для регистрации ООО

Получить